ИЗБА - ЧИТАЛЬНЯ

ВСЕ О ЧТЕНИИ, ВСЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
"Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. 
  В этом его польза и это же причина трудностей
в обучении чтения и письма."


Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:  замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Показатели по скорости чтения в начальных классах


1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Входной контроль

30 – 40 слов
50 – 60 слов
70 – 80 слов
I полугодие
25 – 30 слов
40 – 50 слов
60 – 70 слов
80 – 90 слов
II полугодие
30 – 40 слов
50 – 60 слов
70 – 80 слов
90 – 110 слов

Параметры техники чтения для начальной школы
1 класс:
На конец второго полугодия чтение должно быть осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
2 класс:
на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.
на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 класс:
на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
4 класс:
на конец 1 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
на конец 2 полугодия
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.  

Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки по технике чтения
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа.
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.

Список литературы для уроков внеклассного чтения
2 класс
1.Русские народные сказки
 -Петушок и бобовое зернышко
 -Лисичка-сестричка и серый волк
 -Гуси-лебеди и др. сказки
2. Сказки народов мира
3. А. Л. Барто Стихи
4. В. Осеева Рассказы
5. В. В. Бианки Рассказы о животных
6. В. Г. Сутеев Сказки
7. Н.Н. Носов Рассказы
8. Стихи и рассказы о временах года
9. Рассказы и стихи о защитниках нашей Родины в ВО войне
10. С. Михалков Стихи
11. Б. Заходер Веселые стихи
12. К. И. Чуковский Стихи. Загадки
13. Л. Воронкова Рассказы
14. С.Я. Маршак Стихи
15.Стихи и рассказы о маме
16. Н.Сладков Рассказы о природе 
3 класс
1. Русская народная сказка «Хаврошечка»
2. Русские народные песенки, потешки, небылицы, прибаутки. 
3. Л. Пантелеев. Рассказы.
4. Г. Скребицкий. Рассказы.
5. А Митяев. «Рассказы о ВОвойне»
6. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» 
7. Н.Ю. Дурова. Рассказы о дрессированных животных
 (или В.Л Дуров рассказы из книги «Мои звери»)
8. А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
9. А. Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
10. К. Паустовский. Рассказы (кроме «Растрёпанный воробей»)
11. Б. Житков. Рассказы (кроме «Про обезьянку»)
12. В Чаплина. Рассказы.
13. С. Алексеев Рассказы на военную тему.
 С. Баруздин Рассказы на военную тему.
14. М. Пришвин. Рассказы о природе, о животных.
15. В. Драгунский. Рассказы.
16. Стихи о родном крае, о городе Елизово. 
4 класс
1. Пословицы русского народа
2. Фразеологизмы и их значения
3. Крылатые слова
4. В. Катаев «Сын полка» 
5. Н.Надеждина «Партизанка Лара» 
6. Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» 
7. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 
8. Н. Носов «Весёлая семейка» 
9. В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» 
10. К. Булычёв «Девочка с Земли» 
11. А.Гайдар «Тимур и его команда»

Карточки-помощницы по подготовке к урокам
Характеристика героя

Отзыв по прочитанному произведению

Анализ стихотворения

Комментариев нет:

Отправить комментарий